....................................................................................................................................................................................................
Детям и родителям
Чтобы обучение музыке, рисунку и живописи не стало пыткой,
а от титанических усилий ребенка был толк,
к выбору школы искусств нужно подходить ответственно.
- фортепиано;
- аккордеон;
- синтезатор;
- гитара;
- домра;
- балалайка;
- вокальное пение;
- изобразительное искусство.
Контингент школы – 150 учащихся.
Общее количество реализуемых образовательных программ – 5 адаптированных программ; 29 типовых программ.
Формы и требования промежуточной и итоговой аттестации закреплены в разработанных отделами школы соответствующих Положениях. Уровень академических концертов, переводных и выпускных экзаменов, итоговых уроков и зачетов – высокий.
Качество подготовки выпускников отделений – традиционно высокое, что соответствует уровню для поступления в учебные заведения среднего и высшего звена.
Введенная форма выпускной аттестации на отделении изобразительного искусств в виде защиты выпускных работ проходит на хорошем профессиональном уровне.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:
1. Воспитание свободной личности;
2. Воспитание гуманной личности;
3. Воспитание духовной личности;
4. Воспитание творческой личности;
5. Воспитание практичной личности;
6. Воспитание личности, динамичной в своих поступках;
7. Воспитание личности, способной интегрироваться в систему мировой и национальной культуры.
Занимая специфическое место в системе образования, Школа имеет и специфические особенности воспитательной системы. Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели Школы, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены спецификой музыкальных, художественных занятий, в которых музыка, живопись выступают и как объект познания, и как средство воспитания, а также формами обучения с ней и достаточно широкими возможностями; применение знаний и навыков одних предметов при освоении других. Знание о музыке, живописи и хореографии в наше время играют все большую роль в воспитании и обучении придавая эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность. Система эстетического воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всем ее разнообразии она сводиться к нескольким основным направлениям воспитания:
- расширение музыкального, художественного кругозора;
- воспитание мировоззрения и моральных качеств воли и характера;
- эстетических вкусов и любви к искусству;
- интереса к творческому труду и умению работать;
- забота о здоровье и физическом развитии;
- аккуратности и дисциплины;
- открытости, правдивости и приветливости;
- уважение к старшим и чувства товарищества;
- культуры речи.
Содержание образования и воспитания характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, профессиональной компетентности населения страны. Обеспечение этих требований предполагает постоянное обновление содержания образования: переход от традиционного содержания (стандартов) к содержанию, соответствующему новым ожиданиям населения или социальному заказу образования. Образовательный и воспитательный процесс реализуется по следующим принципам: личностная ориентация, комплексность содержания, обеспечение преемственности, усиление творческой составляющей, приоритет социальной составляющей, обеспечение практической ориентации образования, усиление в его содержании деятельностного компонента, гуманизация и демократизация организации образования, обеспечение детям шанса на успех, обеспечение разнообразия организации образовательного процесса, изменение отношений в педагогическом коллективе.
Школа использует следующие формы воспитательной работы:
- индивидуальная работа с родителями и учащимися в классе;
- общешкольные и классные собрания;
- участие в концертах, конкурсах, выставках;
- посещение концертов;
- музыкально-просветительская работа в городе, общение с интересными людьми, участие в различных проектах, социальной и гражданской направленности.
Анализ психолого-педагогической поддержки развития личности обучающихся показал, что формы организации образовательного процесса соответствуют возрасту, интересам и потребностям обучающихся.
Результативность образовательного учреждения определяется достижениями учащихся в творческих соревнованиях. В 2012 – 2013 учебном году учащиеся школы приняли участие в одном зональном, трех региональных конкурсах, олимпиадах, и различных выставках.
Учебно-исследовательская работа учащихся
Основной задачей школы является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности обучающихся. За последние годы усилилось внимание к исследовательской деятельности учащихся и активным методам обучения.
Исследовательская деятельность учащихся МБУ ДО "Дмитровская ДШИ ” организуется по двум направлениям:
- урочная
- внеурочная
Первое знакомство с приемами творческой исследовательской работы, исследовательскими умениями и навыками происходит непосредственно на уроках. Современные уроки преподаватели строят таким образом, чтобы часть знаний добывалась учащимися в процессе самостоятельного поиска, стимулируя таким образом познавательный интерес учащихся. Образовательные программы нового поколения включают в себя проблемные и игровые методы обучения. Ученикам, в которых заметен творческий интерес к познанию и настойчивость в самостоятельной работе, предоставляется возможность заниматься в творческих объединениях учащихся.
На музыкальном отделении МБУ ДО «Дмитровская ДШИ» продолжают существовать «Любители классической и современной музыки». Их работа осуществляется по двум направлениям – развитие навыков мышления в процессе восприятия музыки и в процессе изучения личности любимых композиторов и стилевых особенностей их творчества. На таких занятиях появилась возможность сравнивать интерпретации разных музыкантов одного и того же произведения, уметь на слух определять стилевое направление ранее не знакомого произведения. Для развития аналитического мышления учащиеся выполняют самостоятельную работу по подбору к музыкальному сочинению произведения литературы и живописи в соответствии с его образным строем.
Часть занятий посвящена современной эстрадной музыке. Неформальные разговоры помогают выявить подлинные музыкальные интересы и пристрастия учащихся, а также сформировать в них культуру общения. Главным результатом внеурочной деятельности является психологический комфорт учащихся во время обсуждения проблемной темы, устранение внутренних «зажимов», учащиеся не боятся сделать ошибку. Самое главное – такая форма исследовательской деятельности помогает учащимся видеть смысл их творческой деятельности, реально ощущать развитие собственных возможностей решать определенные задачи. Свои исследовательские опыты учащиеся оформляют в виде рефератов.
На художественном отделении формирование интеллекта происходит также не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении с преподавателями и внеурочных видах деятельности. Учащиеся, понимающие роль развития интеллекта для успешного будущего занимаются активной самостоятельной деятельностью при поддержке преподавателя, работая с книгой, делая зарисовки на выставках при посещении музеев. Учащимся предоставляется самостоятельность в выборе темы, в работе по сбору материала. Преподавателями ставятся специальные задачи по развитию у учащихся восприимчивости, широты и насыщенности восприятия всего окружающего. При углубленном изучении истории искусства учащиеся пытаются осознать вечные проблемы человечества и формируют в себе уважение и интерес к памятникам мировой культуры. Самоопределение учащихся в видах и формах художественного творчества происходит в творческих оформительских группах. Учащиеся с творческими задатками реализуют свой потенциал в совместных творческих проектах: оформление кабинетов, фойе, концертного зала к праздникам и концертам.
Уважаемые родители!
В 2013 году школа начинает постепенный переход к реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области музыкального искусства в соответствии с Федеральными государственными требованиями
Как известно, в течение многих лет, детские музыкальные школы, работали в системе дополнительного образования детей и юридически были приравнены к домам творчества, кружкам и станциям юных техников.
Фактически же музыкальные школы являлись первой ступенью профессионального образования, были фундаментом уникальной системы взращивания музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов, которая сложилась в России почти сто лет назад и получила широкое мировое признание.
С принятием в июне 2011 Федерального закона № 145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» школы искусств получили новый статус - учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Вслед за Законом об образовании, изменения были внесены и в "Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей". Таким образом, Детские школы искусств официально признаны начальной ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства.
К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам устанавливаются Федеральные государственные требования (ФГТ). В настоящее время утверждены ФГТ по следующим образовательным программам:
- Фортепиано
- Народные инструменты
- Живопись
Учащиеся, успешно окончившие обучение по предпрофессиональной программе, получат свидетельство об окончании школы установленного государственного образца.
Что означают все эти нововведения для всех нас - для администрации и педагогического коллектива школы, учащихся, родителей?
Главное: с введением новых программ само содержание деятельности школы кардинальным образом не изменится, ведь принципы, заложенные в ФГТ, возвращают нас к историческим истокам, к традициям, к тем изначальным целям и задачам, которые успешно решались на протяжении десятилетий и которые всецело соответствуют сегодняшнему понятию «предпрофессиональное образование».
В то же время, "предпрофессиональная" направленность вовсе не означает, что отныне все (или почти все) выпускники будут ориентированы на поступление в музыкальные училища и ВУЗы. Однако, качество образования должно быть таким, чтобы, при желании, каждый выпускник мог бы пойти в профессию. А для этого необходимо, чтобы каждый из нас - преподаватель, ученик, родитель - осознал новый уровень ответственности за результат своей работы:
Преподаватель - отныне обязан не просто добросовестно вести свои уроки. Он обязан организовать творческую и культурно-просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Концертная практика, конкурсно-фестивальная деятельность, воспитание заинтересованного, образованного зрителя-слушателя - отныне это не "внеклаассная работа", а обязательная составляющая образовательного процесса.
Ученик - обязан упорно, "по-настоящему" трудиться не только в классе, но и дома. В федеральных государственных требованиях прописаны минимальные часы самостоятельной работы по каждому учебному предмету (давайте прочитаем внимательно этот раздел в ФГТ). И это требование является обязательным для всех учеников музыкальных школ на территории России.
Родитель - обязан обеспечить регулярность и эффективность домашней работы своего ребенка, организовать режим дня, обеспечить контроль и поддержку домашних занятий юного музыканта. Заинтересованность родителей, их глубокая вовлеченность в процесс, их постоянное присутствие на концертах и фестивалях, участие в проектах школы - обязательно условие успешности обучения наших детей!
Какие конкретные изменения в образовательном процессе нас ожидают?
1. Поправки коснулись сроков обучения в школе: вводятся восьмилетний срок обучения для детей, поступающих в школу искусств в возрасте 6,5-9 лет (по программе "Фортепиано"), и пятилетний - для детей 10-12 лет (по программам "Народные инструменты", "Живопись").
2. Школы также имеют право на реализацию образовательных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам, для чего в учреждении должны быть разработаны соответствующие локальные акты.
3. Школа получила право конкурсного отбора детей. На обучение принимаются дети с соответствующими критериям отбора музыкальными данными, памятью, вниманием, трудоспособностью, имеющие мотивацию к обучению.
4. Новые программы четко ориентированы на результат обучения. На каждом этапе прописаны конкретные требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должен иметь ученик. Другими словами, в пятом классе нужно исполнять программу за пятый класс, а не за четвертый, или, скажем, за второй. Скажем честно, до недавнего времени, это допускалось: не тянешь программу - дадим полегче. Не выучил три произведения - играем два. Не занимаешься дома - будем учить в классе. С введением предпрофессиональных программ - подход другой: взялся за дело - делай! Учись, добивайся, играй, выступай, работай, вдохновляйся и зажигай!
На сегодняшний день школа проходит процесс лицензирования на право ведения образовательной деятельности по предпрофессиональным образовательным программам. Создается необходимая нормативно-правовая база и учебно-методическое обеспечение.
С 1 сентября 2013 года начнется постепенное внедрение новых программ в образовательный процесс. Говорят, что все новое - это хорошо забытое старое. Мы возвращаемся к исконной системе российского музыкального образования. Но поднимаем ее на новый уровень - уровень современного качества, современного материально-технического оснащения, современного видения перспектив.
Пожелаем себе и друг другу удачи и новых творческих открытий на этом пути!